Мы занимаемся производством металлоконструкций по индивидуальным размерам и в любых объемах.

Внедрение и эксплуатация станции «КВАНТ» на Елгавской дистанции

М. К. ПРОХОРОВ, заместитель начальника Елгавской дистанции Прибалтийской дороги Т. В. СОЛОДОВНИКОВА, электромеханик

На Елгавской дистанции Прибалтийской дороги внедрена в эксплуатацию первая узловая квазиэлектронная телефонная станция (АТСКЭ) «Квант». На школе по обмену опытом внедрения на сети железнодорожной связи АТСКЭ «Квант», проходившей в мае 1986 г. на Куйбышевской дороге (г. Пенза), было рекомендовано распространить опыт Елгавских связистов. В предлагаемой статье читатели смогут ознакомиться с этим опытом.

Монтаж станции

Оборудование АТСКЭ «Квант» на нашей дистанции смонтировано субподрядчиком шефмонтажного отдела объединения ВЭФ. Монтаж был начат в октябре 1982 г. Примерно за 3 недели были смонтированы основные металлоконструкции для размещения оборудования станции. После этого выполнена установка кассет и автономная проверка ТЭЗов с помощью проверочных пультов.



Следует отметить, что распаковывать оборудование целесообразно только в присутствии представителя монтаж-ноналадочной организации. При вскрытии ящиков необходимо проверять соответствие наличия оборудования списку, приведенному в упаковочном месте. В случае недопоставки или пересортицы оборудования следует составить акт, который вместе с упаковочным листом отправить на завод-изготовитель.

Как известно, электромонтаж кассет на заводе выполняется методом накрутки. Поэтому монтаж кассет на стативе заключается в правильном их размещении и подключении перемычек питания, соединяющих кассеты со стативными шинами электропитания. Перед установкой кассеты необходимо осмотреть с целью выявления коррозии металла, а также проверить нет ли погнутых, выбитых или сообщающихся между собой штырьков. Выбитые штырьки следует вставить на место, закрепив эпоксидным клеем. Эта мера исключит выбивание штырьков при многократном вставлении ТЭЗов в разъем.

Для межкассетного монтажа используется кабель, который заканчивается соединительными колодками. Он в зависимости от назначения имеет определенную длину и емкость. Разъемы для межкассетных соединений могут содержать 9, 18, 36, 54 и 72 контакта.

Перед укладкой кабеля следует произвести его прозвонку и маркировку, указав номер ряда, статива, кассеты и разъема (эти данные указаны в проекте). На нашей станции с помощью проверочного пульта было испытано более 1000 кабелей. Среди них 5 имели сообщение жил, емкость около 150 кабелей не соответствовала требуемой. Следует отметить, что возможна проверка кабелей по специальному тесту ЦУУ.

На магистральных и рядовых кабельростах кабель укладывается горизонтально без увязки, внутри статива — проходит вертикально и закрепляется специальными держателями в кабельных шахтах. Кабель от ВКУ (кросс) к стативам проходит по магистральному кабельросту, «расшивается» на соединительных колодках при помощи пайки или накрутки.

Наладка станции

Необходимо отметить, что наша станция по функциональному назначению является узловой. Поэтому ее наладка проходила в два этапа.

В первый этап входила комплексная отладка оборудования станции, обеспечивающая функционирование АТС в оконечном варианте. Настройку выполняли наладчики субподрядной организации при содействии технического руководителя шефмонтажного отдела ВЭФа. На этом этапе при помощи автономных и комплексных проверок было выявлено более 200 повреждений: неисправности в ТЭЗах, ошибки в монтаже. Были отлажены внутристанционная связь, внешняя связь с ГАТС по трехпроводным соединительным линиям и дополнительные виды обслуживания (ДВО), кроме услуги конференцсвязь. Ввод в опытную эксплуатацию оборудования АТС по первому этапу состоялся в июле 1984 г.



Для качественной проверки функционирования АТС у части абонентов были установлены дополнительные телефонные аппараты, включенные в «Квант».

Организация обслуживающим персоналом увязки АТСКЭ «Квант» с действующей декадно-шаговой АТС позволила осуществить постепенное переключение абонентов на новую станцию, предоставив им возможность выхода в сеть ДАТС через декадно-шаговую АТС.

На втором этапе наладки оборудования, функционирующего как узловая АТС, на базе нашей дистанции объединение ВЭФ проводило испытания опытных образцов ТЭЗов ДКБК, П1, Г1, ИКСВ, ВКСВ, предназначенных для организации связи по автоматизированным каналам, а также ТЭЗов ВКМР для увязки узловой АТС с коммутатором М-60. При этом проверялось функционирование комплектов узловой АТСКЭ на действующих сетях и отработка программного обеспечения, реализующего сигнальные коды по техническому заданию на указанные выше ТЭЗы.

Ввод в эксплуатацию оборудования АТС по второму этапу проводился в декабре 1985 г. В этот период выполнены дополнительная настройка канала ввода-вывода КВВ, установлены ТЭЗы НМП1 для повышения устойчивости работы ЦУУ, устранены программные ошибки, выявленные при пользовании директивами технического обслуживания, внесены значительные коррекции в кассеты двустороннего частотного комплекта (КДЧ).

При установлении соединений через двусторонние комплекты без выделенного сигнального канала (ДКБК) в реальных условиях часто наблюдались сбросы разговора. Для устранения этого явления были выполнены аппаратные доработки в ТЭЗах П1 и связанные с ними коррекции в программе. По согласованию с КБ ЦП! МПС генераторы ТЭЗ Г1 и приемники ТЭЗ П1 были настроены на уровень передачи —17,4 дБ (—2 Нп), приема 0 дБ. Это потребовало перенастройки приемников ПТНВ и генераторов ГТНВ комплектов ДАТС-60 на встречных станциях.

Увязка АТС «Квант» с междугородным коммутатором М-60 по проекту предусматривалась через шестипроводные исходящие соединительные ведомственные комплекты (ИКСВ) и пятипроводные входящие соединительные ведомственные комплекты (ВКСВ). Однако эти комплекты для связи коммутатора М-60 с местными абонентами «Кванта» неудобны из-за их многопроводности и ограниченного числа их включения в реально действующие коммутаторы. Вместо комплектов ВКСВ были использованы трехпроводные входящие междугородные ручные комплекты (ВКМР), которые обеспечили надежную связь местных абонентов станции, а также установление транзитных соединений через комплекты ИКБ-3 и ДКБК.

Для организации связи к столу заказов были задействованы двухпроводные исходящие справочные комплекты (ИКС), обеспечивающие заказную систему обслуживания, а также организована группа серийного искания для немедленной системы обслуживания. Связь к столу справок выполнена по принципу группы серийного искания.

Как известно, для «Кванта» создана универсальная программа, предназначенная как для оконечных, так и для узловых станций. Отличие программы для узловых АТС состоит в том, что в ней активизированы функции, которые обеспечивают транзитную связь. Эти функции программы испытываются в настоящее время на нашей станции.

В период опытной эксплуатации обслуживающим персоналом были подготовлены и внесены в программу внестанционные данные, состоящие из характеристик исходящих и входящих направлений, масок выделения комплектов в направлении связи, таблиц пересчета номеров комплектов в направлении связи и номеров комплектов CJI в их тип, а также таблиц привязки входящих комплектов к кодам входящих пучков. Необходимо отметить, что при подготовке сведений для программистов целесообразно на период комплексной отладки оборудования резервные номера станции отмечать как задействованные. Это необходимо для проверки абонентских комплектов АК и промежуточных путей коммутационной системы, участвующих при диагностике абонентского оборудования.

При предоставлении услуги сокращенный набор СНН рекомендуем пользоваться сокращенным набором на 10, 6, 4 или 2 номера. Это дает возможность предоставить услугу большему числу абонентов, особенно имеющих выход в сеть ДАТС.

К моменту сдачи АТС в эксплуатацию заблаговременно были спланированы пути прохождение абонентских и соединительных линий, подготовлены кроссировки на новом кроссе и в кабельных шкафах. Следует отметить, что при подготовке станции к сдаче в эксплуатацию необходимо эксплуатационному штату заранее ознакомиться с Временной инструкцией по приемке заказчиком в эксплуатацию замонтированного и настроенного оборудования АТСКЭ «Квант», подготовить требуемые документы по измерениям абонентских и соединительных линий, рабочего и защитного заземлений. Для проверки действия предусмотренных видов связи и функционирования ДВО необходимо подготовить стенд из телефонных аппаратов, номера которых имеют разные классы обслуживания; проверить действие всех директив технического обслуживания. Особое внимание следует обратить на наличие исправного ЗИПа и его состав.

С вводом в действие «Кванта» была применена единая система нумерации, поэтому изменились коды выходов в сеть отделенческой и дорожной автоматической связи, абонентская нумерация стала четырехзначной. С абонентами проводились разъяснительные беседы по правилам пользования телефоном, был издан новый справочник «Список абонентов».

Эксплуатация станции

Установленная в нашей дистанции узловая станция «Квант» имеет три ступени коммутации: блок абонентских линий (БАЛ), блок исходящих линий (БИЛ) и блок входящих линий (БВЛ). В качестве блока исходящих линий используется кассета БСЛ 02, имеющая смешанные входы и выходы — двухпроводные и четырехпроводные. Для блока входящих линий применена кассета БСЛ 03 с четырехпроводной коммутацией.



Структурное построение станции по схеме БАЛ — БИЛ — БВЛ позволяет осуществлять двух- и четырехпроводный транзит, а также организовывать переход с двух- на четырехпроводный транзит и наоборот.

Станция взаимодействует с городской АТС по трех-проводным соединительным линиям. Задействовано 36 исходящих соединительных линий, работающих по комплектам ИКБ-3. Входящая связь организована через комплект ВКБ-3. Среди них 36 комплектов работают по абонентскому шнуру, 6 по междугородному шнуру (входящая зоновая связь) и 4 комплекта ВКМР выделено для связи с коммутатором МРУ.

Для связи с междугородным коммутатором М-60 для стола заказов используются 3 соединительные линии (по ИКС) для заказной системы и 4 абонентские линии для немедленной системы обслуживания, организованной по принципу группы серийного искания (ГСИ). Для стола справок выделены 2 абонентские линии, включенные в ГСИ. Входящая связь с коммутатора М-60 на «Квант» действует по 22 соединительным трехпроводным линиям через комплекты ВКМР.

На станции организовано 14 направлений внешней связи, из них 4 проверочные. Выход в сеть дорожной автоматической телефонной связи и транзитные соединения осуществляются через двусторонние комплекты ДКБК. На восьми направлениях задействовано 35 комплектов.

По каналам высокочастотного телефонирования АТСКЭ взаимодействует с декадно-шаговыми станциями типа УАТС-49 и координатными станциями типа КРЖ 104/204.

В течение двух первых месяцев работы на узловой АТС наблюдались массовые неправильные наборы при установлении внутристанционной и входящей внешней связи. Было выяснено, что импульсное сканирование комплектов ДКБК создавало большие нагрузки на машинное время и замедленно осуществлялась обработка регистров набора номера. Обнаруженный недостаток устранен программно.

Было выявлено 66 неисправных ТЭЗов, из них 4 ТЭЗа памяти (МПП) ЦУУ. Остальные повреждения распределяются между ТЭЗами следующим образом: ТЭЗ УСК — 19 шт., ТЭЗ ДКБК — 9, ТЭЗ МСФ — 5 (разных типов), ТЭЗ И1— 5, ТЭЗ ПБ— 5, ТЭЗ ПАК—4, ТЭЗ ШК —4 шт. и др. Основное число неисправных ТЭЗов выявлено благодаря суточной диагностике и установке телефонной периферии (УТП). Обнаружено и устранено монтажное повреждение — порезка изоляции монтажного провода в БИЛ.

В начальный период эксплуатации станции произошел сбой в ее работе, причиной которого была ошибка в программе — в УТП не проходил тест УСК из-за неправильно отмеченного количества задействованного оборудования. Наблюдались также случаи перерыва обслуживания группы абонентов из-за неисправности ТЭЗа ПАК.

Повреждения ТЭЗов ДКБК были определены при проверке со встречной станции. Было выявлено, например, что при работе АТС «Квант» с АТС КРЖ первый импульс каждой поступающей с канала серии был укорочен из-за несовершенства схемы согласующего комплекта в АТС КРЖ. Поэтому в схему согласующего комплекта было введено дополнительное реле, контактами которого создана цепь обхода контактов серийного реле в момент трансляции импульсов набора из СК в ДАТС-60. Следует отметить, что длительность импульсов занятия и ответа, поступающих на вход приемника ДКБК, должна быть не менее 60 мс; длительность импульса отбой — не менее 750 мс; недопустимы дробление импульсов и выбросы на импульсах. Длительности импульсов контролируются с помощью осциллографа с памятью на входе приемника и на выходе (в точке сканирования).

Для качественного обслуживания оборудования «Квант» в нашей дистанции разработан график технологического процесса, где учтены особенности работы узловой станции.

Ежедневно (утром или в течение дня) эксплуатационный штат снимает контрольные суммы памяти (напомним, что по контрольным суммам определяется правильность функционирования программ АТСКЭ), корректирует время, анализирует результаты диагностики, при необходимости принимает оперативные меры. Кроме того, ежедневно проверяет работоспособность всех автоматизированных каналов по специально организованным проверочным направлениям. Запись и чтение версии выполняются ежемесячно.

Работа исходящих соединительных линий, кроме реальной проверки, оценивается и по данным счетчиков статистики занятия исходящих и входящих комплектов. Например, по данным счетчиков статистики ДВО (на нашей станции задействовано 17 ДВО) определено, что наиболее часто абоненты пользуются услугой сокращенный набор номера (СНН).

Следует отметить, что для оперативной работы на станции необходимо иметь следующую техническую документацию: инструкцию по включению питания и вводу программы, директивы по техническому обслуживанию, перечень ячеек оперативной информации, распечатки абонентских характеристик, журнал учета повреждений, журнал учета изменений в программе.

Имеющаяся в АТСКЭ «Квант» сигнализация (табло) управляется от ЦУУ и в случае отказа ЦУУ сигнализация не включается. Поэтому предлагаем использовать сигнализацию о прекращении обслуживания абонентов, выполненную методом слежения за регулярностью сканирования ТЭЗ ПБ, которая выполнена и действует на нашей станции.