Методы эксплуатации средств связи

Для обеспечения работоспособности оборудования и предос­тавления пользователям необходимого качества услуг в хозяй­стве связи ОАО "РЖД" необходимо шире использовать новые формы и методы эксплуатации, внедрять передовые техничес­кие решения (рис. 1).



Внедрение единой системы мониторинга и администрирования (ЕСМА) и создание центров технического управления (ЦТУ) в дирекциях связи и центров технического обслуживания (ЦТО) в региональных центрах связи принципиально изменило техноло­гию эксплуатации сетей благодаря дистанционному контролю работоспособности оборудования связи и диагностике состоя­ния устройств. Формирование в РЦС мобильных специализиро­ванных ремонтно-восстановительных бригад, оснащенных современными измерительными приборами, также направлено на повышение качества технического обслуживания.

Эффективным инструментом для технического об­служивания и проведения ремонтно-восстановительных работ на цифровых системах связи является сис­тема мониторинга и администрирования (СМА). Однако ее возможности не позволяют своевременно опреде­лять ухудшение качества работы устройств связи, качества передачи информации, а также прогнозиро­вать отказы.

Для оценки состояния оборудования связи и лока­лизации источника деградации может использовать­ся система прогнозирования технического состояния цифровой сети связи по параметрам качества циф­рового сигнала. В нее входят измерительные моду­ли, размещенные на элементах сети связи, централь­ное устройство - сервер системы и АРМ оператора. Модули, сервер и АРМ оператора оснащены соответ­ствующим программным обеспечением. Качество циф­рового сигнала оценивается по результатам измере­ния его параметров, прогнозирование технического состояния основывается на оценке (анализе) динами­ки изменения параметров цифровых сигналов, изме­ряемых постоянно и в автоматическом режиме. Ис­пользование функций системы позволяет оператору сети своевременно обнаруживать и устранять причи­ны ухудшения качества информационных и цифро­вых потоков.

В аналоговых системах, используемых на сети тех­нологической связи, как правило, отсутствуют встро­енные средства внутренней диагностики и взаимодей­ствия с централизованными системами мониторинга и администрирования. Доработка же физически и мо­рально устаревшей аналоговой аппаратуры средства­ми встроенной диагностики с выводом результатов на централизованные СМА неперспективна. Поэтому для создания на сетях аналоговой связи систем дистанци­онной диагностики предлагается использовать ряд внешних измерительных и контролирующих приборов (ана­лизаторов, датчиков).

Одним из таких приборов является полнофункцио­нальный анализатор типа TDA-5 в комплекте с управ­ляемым генератором TDA-5G. Генератор подключает­ся к исследуемому каналу в качестве оконечного устройства или в разрыв между каналом и оконечным оборудованием. С помощью этого комплекса можно измерять параметры каналов ТЧ в режимах "точка-точка" или "по шлейфу", двух- и четырехпроводные каналы, а также любые ана­логовые, абонентские и соедини­тельные линии. Для управления удаленным анализатором на больших расстояниях может ус­танавливаться модемная связь между анализатором и компью­тером по выделенному двух- или четырехпроводному каналу, что обеспечивает возможность со­здания распределенных измери­тельных систем мониторинга и паспортизации.

При обслуживании систем свя­зи наиболее часто возникают проблемы при эксплуатации ка­белей связи. Протяженность ВОЛС на сегодняшний день со­ставляет около 65 тысяч кило­метров, остальные кабельные линии связи построены на осно­ве кабеля с металлическим жи­лами. Специалистами ОАО «НИ-ИАС» разработана система контроля состояния линейно-кабельного хозяйства се­тей технологической связи ОАО «РЖД». Она контро­лирует состояние магистральных и станционных кабе­лей всех марок, в том числе с медножильных, волоконно-оптических и комбинированных.

Контроль можно осуществлять в ручном режиме по запросу оператора системы или в автоматизированном - по задаваемому расписанию, а также в автоматичес­ком режиме. Система интегрируется в ЕСМА сети свя­зи ОАО "РЖД", контролируемые ею параметры пред­ставлены в таблице.

Основной целью совершенствования технической эксплуатации является снижение числа отказов и их влияние на функционирование сети в целом. При воз­никновении отказа специалисты ремонтно-восстановительных бригад, получив достоверную информацию о его характере, должны оперативно выехать к месту повреждения с необходимым оборудованием и выпол­нить восстановительные работы.

В прошлом году на Юго-Восточной дороге при про­ведении эксплуатационных испытаний Технологии эк­сплуатации цифроаналоговых сетей связи ОАО "РЖД" была использована система оперативного управления мобильными подразделениями службы эксплуатации (СОУМ), построенная на основе системы позициони­рования ГЛОНАСС/GPS, сети мобильной связи и сети СПД. Схема организации оперативного управления мо­бильными подразделениями службы эксплуатации пред­ставлена на рис. 2.

Система определяет местоположение мобильной лаборатории, отображая его на мониторе АРМ сменно­го инженера регионального центра связи (РЦС) или сменного инженера ЦТО и других специалистов. Кро­ме этого, координаты ремонтно-восстановительных бригад (РВБ) автоматически регистрируются в базе данных с привязкой к шкале единого времени. В зада­чи СОУМ также входят организация телефонной свя­зи сменного инженера РЦС с мобильной лабораторией РВБ, прием и передача SMS-сообщений, их регистра­ция на АРМ диспетчера и сохранение в памяти на мобильном терминале электромеханика связи. Если передвижная лаборатория оснащена встроенной сис­темой самодиагностики, в систему автоматически по­ступают данные о ее техническом состоянии.

Данные технические решения уже сегодня исполь­зуются в подразделениях связи. Применяемые в них технические средства позволяют в кратчайшие сроки обнаружить и устранить неисправности оборудования, обеспечивают автоматическое или ручное конфигури­рование сети для замены неисправных участков. Ав­томатизированные системы не только отслеживают повреждения оборудования, их количество и длитель­ность, но и могут определять качество предоставляе­мых услуг связи, автоматически передавая в систему оценки качества услуг данные о работе оборудования. Однако это не единственная составляющая в системе оценки качества услуг.

Отечественная структура показателей качества услуг строится на поэтапном определении промежу­точных, а затем и интегрального показателя качества.

При этом на первом этапе определяются сетевые параметры (качество услуги и работы сети) и параметры обслуживания, а на втором по единичным показателям определяются обобщенные технические показатели качества обслуживания пользователей и работы сети. Интегральный показатель каче­ства формируется путем суммирования значений обобщенных показателей. При необхо­димости оператор сети может опреде­лять дальнейшую детализацию струк­туры показателей.

Контроль качества связи является неотъемлемой частью предоставления услуг. Сбор и анализ данных, система оценки качества предоставления услуг - все это необходимо для управления процессами на сети связи и поддержа­ния ее в соответствии с установленны­ми нормами.

Правильное сочетание современных форм и методов эксплуатации сетей свя­зи значительно повышает их надежность при существующих затратах.