Мониторинг кабельных линий

Внедрение на сети технологической связи ОАО «РЖД» системы мониторинга линейно-кабельных сооружений (ЛКС), которая разрабатывается как подсистема единой системы мониторинга и администрирования (ЕСМА), позволяет автоматизировать процесс эксплуатации, технического обслуживания и ремонта кабельных линий, повысить надежность и готовность сети. Использование современных цифровых систем передачи (ЦСП) в качестве дополнительных источников информации о состоянии ЛКС дает возможность быстро и практически без дополнительных затрат включать в систему мониторинга «оцифрованные» кабельные линии.



Система мониторинга ЛКС, разработанная ВНИИАС, обеспечивает автоматический контроль состояния компрессоров и параметров воздуха в оболочке одножильного кабеля (давление, влажность и др.), а также электрических параметров кабелей, измеряемых как без перерыва, так и с перерывом связи. Полученная информация через СПД поступает в базу данных ЕСМА дорожного уровня для обработки и передачи в ЦУ ТСС и ЦТО. Объем информации о параметрах кабеля выбран в соответствии с нормативной документацией. Он достаточен для составления паспортов на кабели и обновления реестра кабелей хозяйства связи.

Полное развертывание указанной системы требует больших материальных затрат и значительного времени, поэтому сейчас для контроля состояния целесообразно использовать уже существующие источники информации. Они позволяют за счет оптимизации использования имеющихся ресурсов снизить эксплуатационные затраты.

Вопросы технического обслуживания и эксплуатации ЛКС рассматривались в прошлом году на сетевой школе в Кисловодске (см. «АСИ», 2007 г., № 12). При этом было рекомендовано использовать внутренние средства контроля телекоммуникационного оборудования в качестве дополнительных источников информации. Таким оборудованием на сети технологической связи ОАО «РЖД» могут служить современные цифровые АТС и первичные мультиплексоры - на участках абонентского доступа, современные цифровые системы передачи (ЦСП) - на магистральных участках. Все эти системы имеют внутреннее средство тестирования медных пар.

Однако следует учитывать, что полученная с этого оборудования информация носит только оценочный характер (оборудование связи обычно не сертифицируется как автоматика, связь, информатика средство измерения), имеет недостаточно полный объем (предназначена для конкретной системы связи), требует предварительной обработки для передачи в базу данных ЕСМА. Тем не менее она поступает в реальном масштабе времени и без перерыва связи, что важно для текущей эксплуатации кабельной линии.

Следует отметить, что возможностью экспорта информации обладает все современное телекоммуникационное оборудование на сети ОАО «РЖД». А поскольку все оно интегрируется в ЕСМА, то реализовать экспорт информации о ЛКХ в ЕСМА нетрудно любому производителю.

Компания ООО «Микролинк-связь» с 2003 г. участвует в построении сети технологической связи ОАО «РЖД», поставляет высокоскоростные цифровые системы передачи серии М|_1пк-01_500 своего производства. Установлено несколько тысяч узлов ЦСП , эксплуатируемых на Северо-Кавказской, Московской, Приволжской, Юго-Восточной, Забайкальской и Калининградской дорогах. Общая длина «оцифрованных» кабельных линий составляет около 7 тыс. км, длина задействованных пар кабеля - почти 19 тыс. км. Если задействовать возможности мониторинга ЦСП серии серии MLink-DL500, то все эти кабельные линии могут быть включены в систему мониторинга быстро и практически без дополнительных затрат.

ЦСП MLink-DL500 - это современная многофункциональная высокоскоростная система передачи, использующая технологии G.SHDSL / G.SHDSL.bis. Функциональность и надежность системы соответствуют мировым аналогам. Удаленное управление и мониторинг ЦСП осуществляются централизованно по протоколу SNMP с помощью системы мониторинга и администрирования MLink-Manager. В

2006 г. система интегрирована в ЕСМА ОАО «РЖД».

Часть информации, генерируемой в процессе работы ЦСП, характеризует параметры магистрального кабеля и уровень помех на линии (табл. 1). Эта информация в реальном масштабе времени поступает в СМА MLink-Manager. Кроме того, она доступна для просмотра по протоколу Telnet в общем окне терминальной программы. Анализ этой информации позволяет в первую очередь выявить предаварийное состояние кабеля, определить необходимость проведения ремонтных работ. В случае отсутствия свободных пар использование ЦСП становится единственным вариантом оперативного мониторинга электрических параметров кабеля без прерывания связи.



Полученные данные позволяют также косвенно оценить и общее состояние всех пар кабеля. Хотя на практике оно может быть разным для разных пар кабеля (особенно для кабеля, выработавшего свой срок службы), тем не менее информация ЦСП относится ко всем нагруженным парам. При ухудшении переходного затухания возрастает (особенно для старого кабеля) влияние параллельно работающих систем в данном кабеле, вследствие чего ЦСП показывает снижение запаса помехоустойчивости. И, таким образом, можно судить о состоянии как данной пары, так и кабеля в целом.

Объем информации, поступающей от ЦСП MLink-DL500, избыточен для ЕСМА, поскольку для нее важны не столько абсолютные значения текущих параметров, как динамика их изменения и выход за заранее установленные пределы. При этом информация должна поступать в ЕСМА в согласованном формате, в связи с чем требуется ее предварительная обработка: отбор ценной для системы контроля ЛКС информации, согласование полей в таблицах баз данных и др. Для этого удобно использовать СМА MLink-Manager, дополненную программными модулями обработки информации системы контроля ЛКС. В этом случае информация в ЕСМА будет поступать «по событию», например в виде сообщений SNMP о входе определенного параметра за установленные пределы, а полный журнал событий будет экспортироваться в базу данных ЕСМА по необходимости.



Получаемая при реализации такой системы информация представлена в табл. 2.

Таким образом, встроенные средства ЦСП могут служить источником дополнительной информации для: индикации предаварийного состояния участка кабеля в реальном масштабе времени, что дает возможность профилактики аварий на ранней стадии; индикации ухудшения помеховой обстановки на кабеле, что может быть сигналом для проведения контроля; наполнения базы данных ЕСМА в случае отсутствия свободных пар или нехватки датчиков и анализаторов системы контроля кабеля или отсутствия экономической целесообразности их установки, например на малодеятельных участках; выявления временной привязки появления помех для их локализации на кабельных сегментах; предсказания сезонного изменения параметров кабеля для составления календарного плана проведения регламентных работ.

В заключение хотим отметить еще раз, что предложенный подход может быть реализован практически на любом современном телекоммуникационном оборудовании, эксплуатируемом на сети ОАО «РЖД» и интегрированном в ЕСМА. Он хорошо сочетается с техническими требованиями к организации системы контроля линейно-кабельных сооружений сети технологической связи и позволяет перейти к технологии обслуживания кабельных линий по их фактическому состоянию.