Лифты коттеджные качественный лифт.

Система радиосвязи транспорт

СИСТЕМА РАДИОСВЯЗИ «ТРАНСПОРТ»: ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ

Ю. В. ВАВАНОВ, первый заместитель главного конструкторе системы «Транспорт», заведующий лабораторией радиосвязи ВНИИЖТа. канд. техн. наук

Коллегия Министерства путей сообщения рассмотрела вопрос о разработке и широком внедрении на железнодорожном транспорте комплексной системы радиосвязи «Транспорт», которая разрабатывается предприятиями и организациями МПС, Минпромсвязи, Минэлектронпрома и Минэлектротехпрома в соответствии с единым координационным планом. В составе комплекса устройств — стационарные, возимые и носимые радиостанции для поездной, станционной и ремонтно-оперативной радиосвязи.

Коллегия отметила, что благодаря использованию современных достижений в области радио- и электронной техники, максимальному учету при создании системы назначения каждого вида связи разрабатываемые устройства имеют широкие функциональные возможности, надежнее существующих и их применение позволит внедрить более совершенные технологии и повысить эффективность работы транспорта.

Определены план широкого внедрения системы радиосвязи «Транспорт» на период до 1990 г., порядок ввода в эксплуатацию поступающих средств радиосвязи, замены устаревших радиостанций поездной радиосвязи двух диапазонными радиостанциями ЖР-УК и радиостанциями системы «Транспорт», в первую очередь — на направлениях обращения сдвоенных и тяжеловесных поездов. В процессе внедрения новых радиосредств поставлена задача пересматривать технологические процессы работы подразделений транспорта, обеспечивая совершенствование управления и ускорение производственных процессов, повышение производительности труда, усиление безопасности движения, улучшение культуры обслуживания пассажиров. Намечена подготовка инженеров и техников радиосвязи с учетом широкого внедрения новых радиосредств на железнодорожном транспорте.

Совершенствование технологии работы железнодорожного транспорта, увеличение объемов перевозок выдвигают новые требования к системе и средствам железнодорожной радиосвязи. Система радиосвязи должна обеспечивать: высокое качество и надежность радиосвязи в условиях высоких уровней импульсных помех; увеличение числа каналов на основе эффективного использования электромагнитного спектра; работу большого числа радиосредств в одном районе без взаимных мешающих влияний; максимальные удобства в пользовании радиосредствами, эргономику с учетом технологии работы для различных категорий работников; оптимальные методы передачи дискретной информации с заданной достоверностью. Должны быть созданы радиосети с равнодоступными каналами с целью повышения эффективности их использования, обеспечены возможность выхода абонентов радиосетей в сеть железнодорожной автоматической телефонной связи (ЖАТС), высокая надежность аппаратуры и автоматизированные методы контроля ее работы. Этим требованиям удовлетворяет разрабатываемая система «Транспорт». В нее входят поездная, станционная и ремонтно-оперативная радиосвязь.

Поездная радиосвязь (ПРС) включает: диспетчерскую линейную радиосвязь в пределах участка, которая в зависимости от его грузонапряженности может быть дуплексной с индивидуальным вызовом машинистов или симплексной с групповым вызовом; радиальную радиосвязь машинистов поездных локомотивов с лицами, обеспечивающими безопасность движения поездов, связанными с поездной работой или обслуживанием пассажиров и рассредоточенными по участку.



В системе ПРС поездные локомотивы оборудуются двухдиапазонными возимыми радиостанциями РВ-1, обеспечивающими связь как с диспетчерами, так и с абонентами, рассредоточенными по участку.

Для организации линейной дуплексной диспетчерской радиосвязи в дециметровом диапазоне (330 МГц) устанавливаются стационарные радиостанции РС-1, включаемые шлейфом в четырехпроводный стандартный телефонный канал, в который включается и распорядительная станция СР-1. Связь диспетчер—машинист может быть осуществлена в телефонном режиме или путем передачи команд и сообщений. Кроме того, предусмотрен режим автоматической передачи данных.

В дуплексной системе имеется возможность ретрансляции сигнала вдоль линии при отсутствии четырехпроводного канала. Для этого на станциях устанавливают две стационарные радиостанции РС-1 и один стационарный приемник ПРМ-С.

Для исключения мешающих влияний радиосредств соседних диспетчерских кругов используются шесть групп рабочих частот. В каждой группе — по шесть или четыре частоты соответственно для участков с ретрансляцией или с использованием четырехпроводного канала. Частоты выбраны с учетом исключения блокирования канала или интермодуляционных помех. Автоматизация переключения групп частот осуществляется с помощью специальных стационарных передатчиков малой мощности («радиомаяки»), устанавливаемых на стыках кругов. Сигнал от «(радиомаяка», принятый возимой радиостанцией РВ-1, воздействует ка схему управления синтезатора и переключает группу частот.

Поездная симплексная диспетчерская радиосвязь строится по линейному принципу в диапазоне метровых (151 ...156 МГц) или гектометровых волн (2,13 МГц) на одной общей рабочей частоте. Все стационарные радиостанции РС-6 включаются в общий двухпроводный телефонный канал, в который включена и распорядительная станция.

Кроме линейной диспетчерской радиосвязи, в системе ПРС машинисты имеют возможность установить связь с абонентами, рассредоточенными по участку. Радиосвязь осуществляется в симплексном режиме на частотах в полосе 151 ... 156 МГц с групповым вызовом. Для этого у дежурных по станциям устанавливают стационарные РС-2 или носимые РН-3 радиостанции. Носимыми радиостанциями оснащаются дежурные по переездам (РН-2), охранники в поезде или на объектах (РН-1). У дежурного по депо устанавливается радиостанция РС-2, руководителю ремонтных работ предоставляются возимые радиостанции РВ-5 или РВ-6, сигналистам — носимые РН-1. Бригадирам пассажирских поездов предназначены возимые радиостанции РВ-2. Для установления радиосвязи всем этим абонентам выделены рабочие частоты, которые делятся на группы в пределах диспетчерских участков. Выбор осуществляется с учетом исключения блокирования и интермодуляционных помех.

Станционная радиосвязь (СРС) включает: маневровую и горочную радиосвязь; радиосвязь персонала, занятого обработкой составов; радиосвязь с равнодоступными каналами.

Для организации маневровой и горочной радиосвязи локомотивы оборудуются возимыми радиостанциями РВ-3, а у маневрового диспетчера и дежурных по паркам устанавливают стационарные радиостанции РС-3 с двумя или тремя пультами управления. Составители поездов и их помощники оснащаются носимыми радиостанциями РН-12Б, башмачники, слесари и другие работники — носимыми приемниками ПРМ-Н.

Эти радиосети работают с групповым вызовом или с открытым каналом. Радиосвязь персонала, занятого обработкой составов, включает в себя радиосети списчиков, пунктов технического (ПТО) и коммерческого (ПКО) осмотров, оператора тормозных средств, диспетчера грузового двора, оператора контейнерных площадок. Эти радиосети организуются носимыми радиостанциями, которыми оснащаются командиры (РН-3) и исполнители (РН-12Б).

Все перечисленные радиосети работают в полосе частот 151 ... 156 МГц, они наиболее массовые и поэтому для них выделены 72 шестичастотные рабочие группы.

В СРС предусматривается регистрация всех переговоров на стационарных радиостанциях с помощью магнитофонов.

Ремонтно-оперативная радиосвязь (РОРС) включает: диспетчерскую линейную постоянно действующую радиосвязь; временную диспетчерскую ремонтную радиосвязь; радиосвязь внутри фронта работ; служебную ремонтно-оперативную радиосвязь.

Организация диспетчерской линейной радиосвязи аналогична организации этого вида радиосвязи в системе ПРС. Здесь используются радиостанция РС-6 и распорядительная станция СР-34. Однако из-за технологических особенностей различных служб стыки диспетчерских кругов могут не совпадать, а диспетчеры могут располагаться в разных территориальных районах. В связи с этим предусмотрена возможность использования двух распорядительных станций СР-34 и их включение в любой точке линии.

Для организации временной диспетчерской ремонтной радиосвязи в районе проведения работ устанавливается и включается в проводной канал стационарная радиостанция РС-4, диспетчеру предоставляется распорядительная станция СР-2, которая может быть удалена от РС-4 на расстояние до 300 км. Радиосеть работает в симплексном режиме с групповым вызовом. Управление радиостанцией РС-4 осуществляется по проводному каналу сигналами двухчастотного кода.

Радиосвязь внутри фронта работ организуется в симплексном режиме с групповым вызовом. Абоненты оснащаются носимыми радиостанциями РН-12 или РН-4. При этом обеспечивается контроль исправности канала путем периодической посылки сигналов тональной частоты и ее прослушивание на стороне приема. Для оповещения работников о приближении поезда предусматривается возможность включения сирены или использования устройств громкоговорящего оповещения УГО-1.

Служебная диспетчерско-оперативная радиосвязь организуется в дециметровом диапазоне (330 МГц) с использованием трех-, четырех дуплексных равнодоступных каналов и индивидуального вызова абонентов. В радиосети предусматривается выход с подвижных объектов на абонентов железнодорожной АТС и вызов последними подвижных абонентов. В радиосеть входят стационарное оборудование РС-7 и возимые радиостанции РВ-В. Радиосвязь будет строиться в полудуплексном режиме по радиально-линейному принципу. Структура организации предусматривает в дальнейшем преобразование ее в линейную.

Таким образом, в основу системы «Транспорт» положены 7 типов стационарных (PC), 7 типов возимых (РВ), 4 типа носимых (PH) радиостанций, носимый приемник, 2 типа стационарных приемников, 3 типа распорядительных станций, а также стационарные передатчики («радиомаяки») для переключения групп частот поездных локомотивных радиостанций. В систему «Транспорт» также входят: вспомогательное оборудование, включающее тоннельное оборудование (АТ) для организации радиосвязи в тоннелях по направляющим линиям; унифицированное устройство телеуправления УТ-У для передачи дискретной информации по симплексным каналам; линейный распределитель (PJ1) для дуплексной системы поездной радиосвязи; устройство сопряжения двухпроводных и четырехпроводных каналов (УС 2/4) для симплексной системы поездной радиосвязи; контейнер (К) для установки стационарных радиостанций при отсутствии служебных помещений; устройства громкоговорящего оповещения различной мощности (УГО-1 и УГО-2).

При разработке системы важная роль отводится комплексу измерительных средств (КИС), который позволит повысить эффективность обслуживания радиосредств. В комплекс войдут: стенд для измерения параметров радиостанций в условиях контрольно-ремонтных пунктов КИС-КРП; аппаратура для автоматического измерения параметров возимых радиостанций КИС-АСВ непосредственно в эксплуатационных условиях, например при выходе локомотивов из депо. В комплексе будут также: аппаратура для автоматического контроля стационарных радиостанций в симплексной КИС-АСС-С и в дуплексной КИСС-АСС-Д системах поездной радиосвязи в условиях эксплуатации; контрольно-испытательный стенд для вагона-лаборатории КИС-ВЛ, предназначенный для автоматизированных измерений напряженности поля стационарных, возимых и носимых радиостанций и уровней радиопомех в гектометровом, метровом и дециметровом диапазонах, а также для измерения основных параметров радиостанций.

Разработка системы «Транспорт» и определение номенклатуры радиосредств проводились на основе анализа технологических процессов на транспорте, обобщения выявленных требований к организации связи в различных технологических звеньях его работы и классификации этих требований по общим признакам. В результате была разработана минимальная номенклатура унифицированных радиосредств и определены общие структурные схемы радиосетей, работающих в симплексном или дуплексном режиме, с индивидуальным или групповым вызовом, с использованием каналов индивидуального или коллективного пользования, построенные по радиальному или линейному принципу в гекто-метровом, метровом или дециметровом диапазоне.

Разработка комплекса оборудования системы «Транспорт» вследствие больших объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ проводится поэтапно.

В настоящее время завершен первый этап — разработана аппаратура станционной и частично ремонтно-оперативной радиосвязи, включающая в основном средство радиальной радиосвязи. Разработанные радиосредства позволят совершенствовать систему управления работой станций и узлов, а также технологию работы ремонтных подразделений.

На втором этапе проводятся и близки к завершению испытания аппаратуры линейной симплексной поездной и ремонтно-оперативной радиосвязи, а также разработка поездной дуплексной радиосвязи с индивидуальным вызовом, обеспечивающей возможность передачи аналоговой (телефонный режим) и дискретной информации.

На третьем, заключительном этапе планируется разработка аппаратуры с равнодоступными каналами, работающей в симплексном и дуплексном режимах с возможностью выхода в ЖАТС, а также комплекса измерительных средств для обеспечения обслуживания системы «Транспорт».

Сложность внедрения новых технических средств на переходном Этапе определила необходимость разработки специальных мер. В системе станционной радиосвязи применение радиостанций РС-23 и РВ-3 с синтезаторами частот позволяет обеспечить совместную их работу с радиостанциями ЖР-У-ЛС и ЖР-У-СС. Носимые радиостанции РН-12Б, работающие на пяти частотах, дают возможность осуществить постепенный переход от сетки частот комплекса ЖР-У к сетке частот системы «Транспорт».

Более сложным оказался переход на новую систему поездной радио-связи. Здесь принято решение оснастить поездные локомотивы двухдиапазонными радиостанциями ЖР-УК-ЛП, что позволит обеспечить канал радиосвязи между машинистами соединенных поездов без нарушения основного канала поездной радиосвязи между машинистами, поездным диспетчером и дежурными по станциям. Создание надежного канала между машинистами соединенного поезда позволит решить важную задачу вождения тяжеловесных поездов.

Наличие двухдиапазонной радиостанции на поездном локомотиве создаст целый ряд новых возможностей организации оперативной связи машиниста с дежурными по станциям, находящимися на перроне, с дежурными по переездам, со слесаря-ми-автоматчиками при опробовании тормозов, с сигналистами и бригадирами ремонтных бригад, с охранниками в поездах и на объектах, вдоль пути следования поездов, с дежурными по перрону и бригадирами пассажирских поездов. Кроме того, оснастив локомотивную бригаду носимой радиостанцией РН-12Б, можно будет поддерживать связь между машинистом и его помощником при выходе последнего из локомотива для ограждения поезда или при его осмотре.

Такая система поездной радиосвязи позволит на первом этапе внедрения радиосредств системы «Транспорт» оснащать локомотивы на локомотивостроительных заводах возимыми радиостанциями РВ-1 с приемопередатчиками гекто метрового и метрового диапазонов, что обеспечит полную преемственность двух систем поездной радиосвязи.

Разрабатываемые радиосети и радиосредства ставят новые задачи в организации радиосвязи и в совершенствовании технологических процессов работы транспорта. В этом случае с участием технологов на базе комплекса унифицированных радиосредств необходимо разработать оптимальные построения радиосетей конкретного технологического назначения, рассмотрев возможности совершенствования технологических процессов с использованием новых радиосредств. Кроме того, новые радиосредства должны удовлетворять эргономическим требованиям различных категорий абонентов в зависимости от условий их работы.



Решение этих вопросов требует привлечения специалистов всех подразделений железнодорожного транспорта. Однако решение вопросов организации радиосвязи, построения радиосетей и эффективного использования радиосредств остаются за специалистами в области радиосвязи.

Редакция журнала наметила опубликовать серию статей по основным направлениям разработки и внедрения системы «Транспорт» В них будут рассмотрены принципы построения радиосетей, их существующая и предполагаемая нагрузки, технико эксплуатационные требования к различным радиосетям и к аппаратуре, пути решения проблемы электромагнитной совместимости радиосредств, разработка частотного плана и др. В статьях этой серии будут описаны поездная, станционная и ремонтно-оперативная радиосвязь, комплекс измерительных средств, радиосвязь в метрополитене, устройства телеуправления и телесигнализации, а также нормативные документы и их основные положения.