Эксплуатация АТСК 50/200

В настоящее время на железнодорожном транспорте применяются координатные АТС типа АТСК 50/200. Эти станции предназначены для связи абонентов АТС между собой и для внешней связи с абонентами городских АТС. Станции АТСК 50/200 являются наиболее простыми и дешевыми из семейства координатных АТС малой емкости. Они имеют две модификации — сельские и учрежденческие (УАТС), отличающиеся друг от друга типом комплектов соединительных линий. Станции имеют емкость от 50 до 200 номеров и одностороннюю систему освобождения приборов после одностороннего отбоя. Кроме того, станции разделяются иа оконечные и узловые. Последние комплектуются транзитным телефонным узлом. Объем транзитного оборудования, количество и тип соединительных линий, включаемых в узловую станцию, зависят от числа и емкости обслуживаемых оконечных АТС.

Указанные АТС и транзитный телефонный узел не рассчитаны на работу в сети дальней автоматической телефонной связи МПС. Для того чтобы обеспечить такую возможность работы этих АТС на сети связи МПС, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия: выдержана единая нумерация абонентов, обеспечена работа со встречными АТС по физическим линиям и по каналам связи аппаратуры уплотнения, организовано не менее трех направлений соединительных линий со встречными АТС (смежная станция, отделение дороги, ГАТС), обеспечены сопряжения АТС с междугородным коммутатором М-60.

Рассмотрим, как выполнены данные условия на станциях АТСК 50/200 Юго-Западной дороги.

Чтобы выдержать единую нумерацию, на АТСК 50/2ПО сделано несколько несложных изменений в схемах маркера абонентского искания абонентских регистров и шнуровых компонентов. Это позволило включать спаренный телефон на любой номер АТС, т. е. включать абонентов единой нумерации без потери абонентской емкости АТС.

Для включения АТСК 50/200 в сеть дальней автоматической связи МПС применяются различные схемы согласования в зависимости от разновидности станции и существующей схемы организации связи.

Согласование АТС с комплектами ДАТС-60 (62) и РСЛУИ (В) типа «Кама» осуществляется с помощью комплектов реле соединительных линий РСЛИ и РСЛВ, входящих в состав УАТСК 50/200, и не требует схемных изменений станции. Комплекты РСЛИ и РСЛВ включаются соответственно на входе и выходе комплекта ДАТС-60 (62) по трехпроводной схеме для двусторонней связи или иа входе и выходе комплектов РСЛУИ и РСЛУВ «Кама» для односторонней связи. Согласование комплектов РСЛО АТСК 50/200 выполняется по схеме, рекомендованной в журнале «Автоматика, телемеханика и связь», 1978, № 9.

На транзитных узлах узловых АТСК 50/200 могут применяться транзитные комплекты РСЛТ различных типов. Так, на физических линиях устанавливаются комплекты РСЛТ с индуктивным способом передачи сигнала взаимодействия (эти же комплекты включаются в двухпроводную часть аппаратуры уплотнения с выделенным сигнальным каналом), при четырехпроводной схеме — комплекты РСЛТ-ВЧ. Однако ни один из этих комплектов не применим для железнодорожной сети ДАТС из-за разницы в длительности сигналов взаимодействия в сетях связи МПС и Министерства связи и отсутствия на сети дальней телефонной связи МПС аппаратуры уплотнения с выделенным сигнальным каналом.

Поэтому для согласования узловых АТСК 50/200 со встречными АТС по каналам аппаратуры уплотнения мы предложили со стороны узловой АТСК 50/200 упразднить ДАТС-60 (62), выполнив при этом схему коррекции комплектов РСЛТ и низкочастотных окончаний аппаратуры уплотнения. Схема коррекции РСЛ'Г и блоков БУВ аппаратуры КВ-12 (В-12-2) приведена на рис. 1. Здесь для управления работой комплекта использованы генератор и приемник импульсов тонального набора индивидуального оборудования аппаратуры КВ-12 (В-12-2). В комплекте БУВ реле РЗ и Р4 заменены импульсными. Каждый комплект РСЛТ увязай с аппаратурой уплотнения четырьмя проводами, два из которых в качестве сигнальных служат для передачи сигналов взаимодействия. Аналогично выполнена коррекция схемы блока дифсистемы (ДС) аппаратуры В-3-3. Здесь реле Р заменено также импульсным.

Для работы комплектов РСЛТ по физическим цепям с аппаратурой ДАТС-62 иа встречной АТС использована плата ПГП-62 аппаратуры ДТН-1. Схема согласования ПГП-62 и РСЛТ приведена на рис. 3 Перемычки иа плате РСЛТ устанавливаются согласно варианту ВЧ связи (заводская схема РР2.110.511СхЭ). Между штифтами 31—43 платы РСЛТ следует дополнительно включить диод типа Д226 (см. рис. 3). Для образования сигнала отбоя длительностью 0,8—1 с в схему РСЛТ внесены изменения согласно рис. 4. Подключение конденсатора С6 емкостью 200 мкФ параллельно обмотке 1—2 реле К2 создает при отбое замедление на отпускание якоря этого реле требуемой продолжительности. Для исключения случаев безотбойности комплектов дальней автоматической телефонной связи ДАТС-60 на встречной станции принята система одностороннего отбоя.

Для получения сигнала занятости при выходе иа абонента АТСК 50/200, занятого местным разговором, или при подаче одностороннего отбоя со стороны абонента АТСК 50/200 в комплектах ДАТС-60 (см. заводскую схему) между контактами 34—35 реле ВУ установлена перемычка. Она обеспечивает подачу минуса на провод «в» в сторону АТС. При этом абонент исходящей станции получает сигнал «занято» с приборов 1ГИ своей АТС. ?еле ИМ в РСЛТ изымается из схемы междугородного соединения и включается параллельно обмотке 4—5 реле ОВ через контакты отбойного реле ОС как повторитель реле ОВ для отметки входящего соединения. Через контакты 51—52 реле ИМ (см. рис. 4) создается цепь замедления на замыкание контактов реле К2 в случае подачи отбойного импульса со стороны АТСК 50/200 в сторону канала ТЧ. Для подачи сигнала ответа станции с транзитного узла во входящем соединении в комплекте РСЛТ установлена перемычка 51—52 (см. заводскую схему платы РСЛТ).

При работе РСЛТ с аппаратурой типа «Кама», оборудованной комплектами реле соединительных линий одностороннего действия типов РСЛУВ и РСЛУИ, в схемах РСЛТ выполняются изменения, связанные с отсутствием в схемах РСЛУ временных зависимостей при передаче сигналов взаимодействия. Соединительные линии получаются соответственно одностороннего действия. Такие схемы представлены на рис 5.

Здесь для увязки комплектов РСЛУ «Кама» с РСЛТ используются три провода. Трансляция импульсов набора и сигналов взаимодействия осуществляется по проводам «а» и «в», занятие комплектов — по проводу «с». Реле ИМ высвобождается из тракта междугородного соединения и включается в провод «с» занятия РСЛТ

При входящей связи занятие комплекта происходит по проводу «с» со стороны РСЛУ В Срабатывает реле ИМ и создает цепь работы реле ВПП, которое своими контактами 31—33 замыкает цепь работы реле У1 (см. заводскую схему). Замыкаются цепи работы реле У2 и ВС. Это приводит к занятию транзитного регистра РТ. При подключении РТ в РСЛТ срабатывают реле УЗ и РТ, что вызывает отпускание якоря реле ВС и срабатывание реле ДС. Затем реле ВПП отпускает свой якорь и обрывает цепи удержания реле У2 и У1. В работе остаются реле ДС, РТ, ИМ.

При набор номера в РСЛТ по проводам «а» и «в» работает реле ВПП, управляющее АТСК 50/200. После набора второй цифры к РТ подключается транзитный маркер (МТ), который находит свободный ШКВ и производит соединение. После выдачи номера и отключения РТ отпускают якоря реле РТ и ВМ. В работе остаются реле ДС, ИМ, OB, ВМ.

При ответе абонента по проводу «d» поступает плюс. В РСЛТ срабатывает реле ИС. Последнее контактами 31—32 замыкает цепь работы реле И1 Оно своими контактами 52—53 подключает обмотку реле К1. Это реле замыкает цепь работы реле К2. Реле К2 контактами 51 52 включает в работу реле КЗ, а контактами 34- 35 подает плюс на провода «а» и «в» в сторону РСЛУ В От этого импульса в РСЛУ В работает реле СА, и в канал подается сигнал ответа в виде частоты 3800 Гц.

Отбой со стороны вызванного абонента. Прекращается подача минуса на про вод «с» в ШКВ. При этом последовательно срабатывают реле К1, К2 и КЗ в РСЛТ. Минус поступает на провод «в» в сторону РСЛУВ. Эю приводит к отпусканию реле С А и срабатыванию реле СБ в РСЛУВ. В канал подается сигнал частотой 3800 Гц. В РСЛТ работа* г реле ОС — комплект освобождается.

Отбой со стороны вызывающего абонента. Обрывается цепь занятия РСЛТ со стороны РСЛУВ. В РСЛТ отпускает якорь реле ИМ, которое своими контактами 51 52 приводит к срабатыванию реле С)Р. Вы .'вающему абоненту передается сигнал ' занято. ' через контакты 14—15 реле С)Р. Абонент опускает на рычаг микротелефонную трубку. Комплект РСЛТ освобождается.

При исходящей связи (рис. 5, б) занятие РСЛТ происходит по проводу ПК из транзитного маркера, что приводит к срабатыванию реле КЗ {см. заводскую схему). Контакты 51—52 реле КЗ замыкают цепь занятия РСЛУИ и реле ИМ в РСЛТ. Под током находятся реле ОИ. ИС2, ИМ.

Во время набора номера в РСЛТ в такт наборным импульсам, поступающим по проводам «а» и "в», пульсирует реле И1.

При ответе абонента с РСЛУИ по проводу «а» поступает плюс. Реле ВПП в РСЛТ притягивает якорь. Плюс транслируется в ШКВ. Работают реле ОИ, ИС2, ДС, ИМ.

Отбой со стороны вызывающего абонента. Обрывается провод «с» со стороны ШКВ и цепь удержания реле ОИ Контактами 31—32 реле ОИ создаются цепи работы реле К1 и К2. Когда К2 под током, в сторону РСЛУВ транслируется минус по проводам «а» и «в», что является сигналом отбоя для РСЛУИ. Когда реле К2 отпускает якорь, а реле КЗ еще удерживает якорь, срабатывает реле ОС, которое приводит РСЛТ в исходное состояние.

Отбой со стороны вызванного абонента. Через обмотку реле СВ РСЛУИ минус поступает на провод «в». Это приводит к срабатыванию реле ВПП. Оно замыкает последовательно цепи работы реле У1, У2 и УЗ. В момент, когда У1 отпускает, а реле У2 еще держит якорь, срабатывает реле ОС, что приводит схему РСЛТ в исходное состояние.

Для увеличения числа направлений соединительных линий со встречными АТС на оконечной АТСК 50/200 выполнены переделки абонентских регистров (РА), рекомендованные в журнале «Автоматика, телемеханика и связь», 1978, № 3.

Чтобы согласовать АТСК 50/200 с междугородным коммутатором типа М-60, использован комплект РСЛВ станции и дополнительный согласующий комплект (рис. 61. Работа схемы происходит таким образом.



Занятие комплекта со стороны коммутатора. При вставлении штепселя в гнездо соединительной линии срабатывает реле СЛ1 Оно замыкает цепь занятия РСЛВ через обмотку реле СЛ2 по проводу «с». Последнее срабатывает и своими контактами 11—12 выключает 1000-омную обмотку из цепи занятия. У телефонистки загорается лампочка иа коммутаторе, что является сигналом приглашения к набору номера.

При наборе номера работает реле И, получая минус по проводу «в». От первого импульса реле С притягивает якорь и удерживает его в течение всей серии импульсов благодаря шунтированию 100-омной обмотки реле своими контактами 51—52. Набор в сторону РСЛВ осуществляется по шлейфу через контакты 31—32 реле И.



Вызов абонента осуществляется посылкой плюса по проводу «а» через контакты 31 — 32 реле ВР При ответе абонента схема работает обычным порядка I

При отбое со стороны абонента АТС отпускает якорь реле СЛ2 и вновь включается 1000-омная обмотка реле СЛ2 в пробную цепь в сторону коммутатора, что приводит к выключению лампочки соединительной линии на ком мутаторе.

Отбой со стороны коммутатора. Телефонистка вынимает штепсель из гнезда соединительной линии, что приводит к обесточиванию реле СЛ1 Оно отпускает якорь и своими контактами 12—13 снимает плюс с жилы «с» в сторону РСЛВ, что вызывает освобождение приборов АТС. При отсутствии свободного комплекта РСЛВ в действие включается абонентский комплект АТСК 50/200. Схема согласующего комплекта для этого случая представлена на рис. 7.

Вызов коммутатора со стороны АТС осуществляется переменным током по проводам «а» и «в» через обмотку реле Л и конденсатор С1.

Реле Л срабатывает, блокируется и контактами 31—32 замыкает цепь вызывной лампы ВЛ коммутатора.

При ответе телефонистка вставляет штепсель в гнездо соединительной линии. При этом срабатывает реле О, которое своими контактами обрывает цепь работы реле Л, а контактами 31 — 32 готовит цепь работы реле Н.

На бор номера. Телефонистка коммутатора переводит ключ НШ в верхнее или нижнее положение. В результате этого в переходном комплекте срабатывают реле РМ5, РМ6 и Н. Контактами номеронабирателя обрывается шлейф в сторону АТС. Реле У служит для дублирования контактов 53—54 реле Н при занятии комплектов соседних линий со стороны коммутатора.

Перечисленные изменения выполнены на станциях АТСК 50/200 нашей дороги более двух лет назад. Прошедший период эксплуатации схем показал их устойчивую работу.