Устройство сверлильных станков

Одно-шпиндельные вертикально-сверлильные станки

Станки этого вида предназначены для обработки отверстий диаметром до 75 мм. От основных размеров станка зависят его производственные возможности. Наибольший условный диаметр сверления определяется как наибольший диаметр отверстия,. которое может быть получено при обработке стали средней твердости. Если обрабатываемый материал имеет большую твердость, то величина максимального возможного диаметра обработки соответственно уменьшается, а при обработке менее прочных материалов может быть увеличена. Расстояние от торца шпинделя до плиты позволяет судить о возможной высоте обрабатываемых деталей, а вылет оси шпинделя — об их радиальных размерах.

Остальные данные технических характеристик дают представление о технологических возможностях сверлильного станка и содержат ряд сведений, нужных для (Конструирования вспомогательного инструмента, приспособлений, а также для выполнения различных эксплуатационных расчетов. В последнее время станкостроительные заводы изготовляют более совершенные одно шпиндельные вертикально-сверлильные станки 2Н118 (вместо 2118), 2Н125 (вместо 2А125), 2Н135 (вместо 2А135), 2Н150 (вместо 2А150).

В новых моделях обеспечивается более удобное управление коробками скоростей и подач,. изменены пределы регулирования скоростей и подач. У станков 2Н105 и 2Н1(35 увеличены пределы чисел оборотов: у станка 2Н125—45—2000 об/мин (вместо 97— 1360 об/мин), у станка 2Н135—31,5—1440 об/мин (вместо 68— 1100 об/мин).

УСТРОЙСТВО ВЕРТИКАЛЬНО-СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА МОДЕЛИ 2135

На чугунной плите 11 установлена вертикальная колонна 10. К верхней части этой колонны присоединена коробка скоростей 4 с индивидуальным электродвигателем 3. Последним валом коробки скоростей является шпиндель 2, вращающийся в гильзе 22. Опора вращения последней находится в шпиндельной бабке (кронштейне) 21. Гильза 22 вместе со шпинделем 2 может перемещаться в осевом направлении относительно неподвижной шпиндельной бабки (кронштейна) 21 вручную или механически при помощи привода подачи.

Цепь 1 одним концом присоединена к гильзе 22, другим — к грузу, расположенному внутри колонны 10 и уравновешивающему вес гильзы и шпинделя. При настройке станка шпиндельную бабку можно перемещать по вертикальным направляющим 8 колонны вверх или вниз в пределах 200 мм, закрепляя болтами 12 в положении, наиболее удобном для выполнения данной работы. На тех же направляющих установлен стол 17. При настройке стол перемещают в вертикальном направлении и закрепляют в нужном положении рукояткой 9. При обработке деталей значительной высоты их устанавливают на плиту 11, удалив стол 17 и-подставку-гайку. Шпиндель. В шпинделе станка укрепляется режущий инструмент 19 (рис. 20). Шестерни коробки скоростей имеют шлицевые отверстия, которыми они надеваются на верхний конец шпинделя, имеющий шлицы. Такое соединение позволяет передавать более значительные мощности, чем шпоночное. Размеры шлицевых отверстий зубчатых колес и шлицевого конца шпинделя подбирают так, что шпиндель может перемещаться в осевом направлении, не теряя связи с сидящими на нем и остающимися неподвижными в осевом направлении зубчатыми колесами.

Шпиндель вращается в длинной гильзе 2 на радиальных шариковых подшипниках 7 и 12. В осевом направлении шпиндель и гильза должны перемещаться совместно: Это достигается тем, что в буртик 5 шпинделя упирается надетая на шпиндель шайба 6, верхний торец которой является опорой для внутренней обоймы радиального подшипника 7. Верхний торец обоймы через подкладку 8 соприкасается с упорным шариковым подшипником 9. Шайба 6, шариковые подшипники 7 и 9 и расположенная между ними подкладка 8 помещены в расточке, сделанной в нижнем конце гильзы 2. В верхней расточке гильзы 2 установлены радиальный шариковый подшипник 12, шайба 13 и гайка 14. При вращении гайка через шайбу 13 и верхнюю обойму радиального подшипника 12 отжимает гильзу 2 вниз и тем самым устраняет осевой зазор в упорном подшипнике. Нужно отрегулировать положение гильзы 2 так, чтобы в осевом направлении она представляла одно целое со шпинделем, т. е. осевой зазор отсутствовал, но вращение шпинделя в гильзе происходило совершенно свободно. Гильза имеет зубчатую рейку 10, благодаря которой она вместе со шпинделем может перемещаться в осевом направлении от реечного зубчатого колеса 39 привода подачи. На верхний конец гильзы надет хомут 11. К нему присоединяется цепь противовеса, уравновешивающего вес гильзы и шпинделя. В нижнем конце шпинделя 1 имеется конусное отверстие 4 (конус Морзе 4), предназначенное для установки конического хвостовика режущего или вспомогательного инструмента. Удаление инструмента производится через проем 3 в шпинделе.

Главный привод. Назначение главного привода — передать шпинделю станка вращательное движение, источником которого является электродвигатель 2 мощностью 5,2 кет и скоростью вращения 1440 об/мин. Электродвигатель через эластичную муфту сцепления 3 передает вращение валу с зубчатым колесом 5. Благодаря эластичной муфте точность установки оси двигателя относительно этого вала необязательна.

Передача движения шпинделю 1 производится с помощью коробки скоростей 4 через зубчатые зацепления 5—6 и дальше—9—10, 8—11 или 7—12 (в зависимости от положения трехвенцового колеса 10—11—12) и через зубчатые зацепления 13—14, 16—18 или 15—17 (в: зависимости от положения двухвенцового колеса 15—16). Для переключения блочных колес служат рукоятки 23. Каждому рабочему положению блочных колес соответствует определенное фиксированное положение этих рукояток. Всего на этом станке можно получить шесть различных скоростей вращения шпинделя (три положения трехвенцового колеса, умноженные на два положения двухвенцового) 45, 75, 117, 186, 298, 466 об/мин.

Привод подачи. Гильза 47 шпинделя получает осевое перемещение от зубчатого колеса 19, сидящего на шпинделе, через зубчатые передачи 19— 20, 21—23, 22—24, коробку подач, муфту 36, червячную передачу 37—38 и реечную передачу 39—40.

Коробка подач состоит из двухвенцового подвижного колеса 29—30 и двух четырех-венцовых колес с вытяжной шпонкой. При одном рабочем положении двухвенцового колеса 29—30 в зацеплении находятся зубчатые колеса 30—31, а при другом — 29—27. Зубчатые пары 28—35, 27—34, 26—33 и 25—32 находятся в постоянном зацеплении. Передача движения дальнейшим механизмам привода подачи производится от одной из этих пар в зависимости от того, против какого из колес 32, 33, 34 или 35 установлена вытяжная шпонка. Так как двухвенцовое колесо 29—30 имеет два рабочих положения, а вытяжная шпонка — четыре, то коробка подач дает возможность сообщить шпинделю 2X4 = 8 разных по величине подач: 0,1; 0,145, 0,195; 0,275; 0,4; 0,575; 0,788; 1,11 мм/об.

Предохранительное устройство привода подачи. Назначение муфты 36 (рис. 22)—предохранять механизм подачи от перегрузки. Для этого червяк 1 (рис. 23) сидит на своем валу свободно, а рассматриваемая муфта (на рис. 23 она обозначена цифрой 2) на том же валу на скользящей шпонке. Действием пружины 3. муфта прижимается к червяку и ее торцовые зубья входят В соответствующие впадины на торце ступицы червяка. Тем самым вращение муфты передается червяку, а от него и механизму подачи.

Так как зубья муфты имеют наклонные рабочие поверхности, то при передаче вращения возникает осевая сила, стремящаяся оттолкнуть муфту от червяка. Нормальное давление пружины превышает отталкивающую осевую силу, и муфта остается в сцеплении с червяком. Если же нагрузка на механизм подачи превысит допустимую, то отталкивающая сила становится большей, чем сила действия пружины, муфта и червяк разобщаются и осевое движение шпинделя прекращается. Величину нагрузки, при которой прекращается подача шпинделя, можно регулировать, изменяя натяжение пружины 3 при помощи регулировочной гайки 4. Включение и выключение механической подачи шпинделя. Связь между червячным колесом 38 и его валом осуществляется при помощи специального устройства, позволяющего производить включение и выключение механической подачи.

На левом конце валика 10 расположена муфта 4, на которой закреплен штурвал 1. Муфта 4, штурвал 1 и валик 10 связаны штифтом 3, проходящим через торцовую прорезь валика. Прорезь имеет скосы, позволяющие поворачивать штурвал независимо от валика, угол около 30°. Дальнейший поворот штурвала совершается вместе с валиком 10.

На правом торце муфты 4 нарезаны зубья с наклонными рабочими поверхностями, которые входят во впадины зубьев муфты 5, скрепленной с валиком 10 скользящей шпонкой. Рядом с ней, тоже на скользящей шпонке, расположен диск 6, несущий шесть пружинных храповых собачек, находящихся в зацеплении с зубьями левого торца двухстороннего свободно сидящего храпового диска 7. Рядом с последним на валике 10 свободно установлено червячное колесо 12 (на рисунке оно обозначено позицией 38), к левому торцу которого прикреплен храповой диск 8.

Пружина 13 отталкивает двухсторонний храповой диск 7 влево, поэтому сцепление между ним и диском 8 отсутствует, вращение червячного колеса 12 валику 10 не передается и механическая подача шпинделя выключена.

Поворотом штурвала 1 на угол 30° против часовой стрелки (валик 10 при этом остается неподвижным) выступы зубьев муфты 4 располагаются против выступов зубьев муфты 5, муфта передвигается вправо вместе с дисками 6 и.7; зубья правой стороны диска 7 входят в зацепление с зубьями диска 8, и вращение червячного колеса 12 сообщается валику 10, реечное колесо 11 перемещает гильзу 9 шпинделя, т. е. включается механическая подача.

Для выключения механической подачи достаточно задержать вращение штурвала 1. Как только впадины зубьев муфты 5, продолжающей вращение вместе с валиком 10, окажутся против выступов зубьев муфты 4, пружина 13 отодвинет диски б и 7 влево, прекращая связь между дисками 7 и 5. Это устройство позволяет перейти к ручной рабочей подаче шпинделя ! В любой момент работы без отключения механической подачи с тем условием, что величина ручной подачи (скорость перемещения шпинделя) больше механической. Для ручной подачи шпинделя штурвал 1 вращается против часовой стрелки, увлекая за собой валик 10 вместе с муфтой 5 и диском 6. При этом собачки проскакивают по зубьям диска 7.

Ручная подача шпинделя в обоих направлениях производится поворотом штурвала 1 после вдвигания кнопки 2 для обеспечения непосредственной связи между штурвалом и валиком 10. Автоматическое выключение механической подачи. Муфта 4 имеет зубчатый венец, находящийся в зацеплении с рейкой, нарезанной на стержне 15. Вращение муфты 4 вместе с валиком 10 заставляет стержень 15 опускаться вниз. На верхнем конце стержня закреплен хомутик 14. Как только он дойдет до торцовой плоскости шпиндельной бабки, вращение муфты 4 и штурвала 1 будет задержано и механическая подача выключится.

Стол станка. Стол 17 станка служит для установки и закрепления обрабатываемой детали. Закрепление детали или приспособления производится болтами, для головок которых в столе образованы Т-образные пазы. Важно, чтобы рабочая поверхность стола была перпендикулярна оси вращения шпинделя— это обеспечивает правильное расположение обрабатываемой детали относительно оси режущего инструмента, необходимее для «получения точно направленного отверстия. Вот почему нужно очень бережно относиться к столу, предохранять его от забоин и других повреждений.

Вертикальное перемещение стола позволяет устанавливать его на различном расстоянии от торца шпинделя в зависимости от высоты обрабатываемой детали. Для перемещения стола вверх или вниз надо ослабить зажимные рукоятки 9 и поворотом ручки 46 через зубчатую - коническую пару 42—45 привести во вращение ходовой винт 44. При вращении винт входит в подставку-гайку 43 или выходит из нее и заставляет опускаться или подыматься по направляющим 41 скрепленный с ним стол. В нужном положении стол вновь закрепляется поворотом рукояток 9.

Система охлаждения. При выполнении сверлильных работ применяются охлаждающие и смазывающие жидкости. Резервуар с жидкостью расположен в плите 4. Отсюда жидкость через фильтр засасывает насос и по трубопроводам подает к месту обработки. Включение и выключение подачи жидкости, а также регулирование ее расхода, производится краном 1. Использованная жидкость стекает в желоб стола, а оттуда через фильтр 2 и трубопровод 3 направляется обратно в резервуар. Особенности, назначение и технические характеристики. Основным недостатком вертикально-сверлильных станков является то, что при последовательной обработке нескольких отверстий в одной детали необходимо менять ее рабочее положение. Перемещение тяжелых крупногабаритных или неудобных по конфигурации деталей требует значительной затраты времени и больших физических усилий. Другой недостаток вертикально-сверлильных станков в том, что относительно небольшое расстояние между осью шпинделя и колонной ограничивает габаритные размеры обрабатываемых деталей. Этих недостатков не имеют радиально-сверлильные станки. Конструкция этих станков позволяет осуществлять последовательное сверление и другую обработку нескольких отверстий, изменяя рабочее положение не детали, а сверлильного шпинделя, который может перемещаться относительно оси колонны как в радиальном направлении, та, к и по дуге окружности. Это позволяет установить ось режущего инструмента в любой точке площади, ограниченной двумя концентрическими окружностями, образованными радиусами максимально и минимально возможного удаления от оси колонны. Технические характеристики основных моделей радиально- сверлильных станков приведены в табл. 5.

Радиально-сверлильные станки 2А53, 2А55, 267, 258, 2Г53 и 2П57 снабжены механизмом для автоматического выключения подачи при достижении заданной глубины сверления.

Типы радиально - сверлильных станков. Применение в производстве разных типов радиально-сверлильных станков вызвано разнообразием работ, выполняемых на них, конструкций и размеров обрабатываемых деталей.

Так, при обработке отверстий в очень громоздких и тяжелых деталях легче переместить станок к обрабатываемой детали, чем деталь. к станку. Поэтому созданы переносные радиально-сверлильные станки, смонтированные на тележке. Из станков, приведенных в табл. 5, переносным является станок 2А592. Шпиндельная головка этого станка сделана поворотной, чтобы можно было обрабатывать горизонтальные, вертикальные и наклонные отверстия. Созданы радиально-сверлильные станки, предназначенные для обработки отверстий в низких крупных деталях, высота которых колеблется в сравнительно небольших пределах. В таких случаях нет необходимости поднимать и опускать траверсу, поэтому положение ее по высоте остается постоянным. Для установки деталей вместо плиты предусматривается специальный стенд (станок 2Г53). Важнейшей особенностью универсальных радиально-сверлильных станков является возможность дополнительных поворотов траверсы и шпиндельной бабки вокруг горизонтальных осей. Это позволяет обрабатывать вертикальные, горизонтальные и наклонные отверстия. Если станок предназначен для обработки отверстий в длинных тяжелых деталях, то подвижной выполняется и сама колонна, на которой установлена траверса. В станке 2П57 колонна смонтирована на каретке, перемещающейся по направляющим станины. Нормальная длина перемещения этой каретки — 4000 мм. Станкостроительные заводы изготовляют в последние годы более совершенные радиально-сверлильные станки: 2Н63 (вместо 2А53); 2Н55 (вместо 2Аб5); 2Н57 (вместо 257) и 2Н58 (вместо 258) для обработки отверстий диаметром до 36, 50, 75 и 100 мм. В новых станках перемещение сверлильной головки по направляющим рукава осуществляется гидравлическим механизмом. Для рационального перемещения инструмента, оснащенного твердым сплавом, повышен верхний предел чисел оборотов шпинделя: в станке 2Н53 до 0500 об/мин (вместо 2240 об/мин), в станке 2Н55 до 2000 об/мин (вместо 1700 об/мин), в ставке 2Н57 до 1600 об/мин (вместо 1400 об/мин), в станке 2Н68 до 1250 об/мин (вместо 1000 об/мин).

УСТРОЙСТВО РАДИАЛЬНО-СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА МОДЕЛИ 2А55

Основные элементы и движения станка. Основой, несущей все элементы станка, является плита 1 (рис. 28). На ней закреплена неподвижная колонна 2 с надетой на нее гильзой 4 Гильза может поворачиваться вокруг колонны 2 на 360°, сообщая шпинделю установочное движение относительно неподвижной детали по дуге окружности. В требующемся положении гильзу закрепляют на колонне специальным зажимным хомутом 3.

На гильзу 4 надета траверса 5. Она может поворачиваться (вместе с гильзой) и перемещаться в вертикальном направлении. Втулку траверсы делают разрезной. Стянув разрезную втулку, можно закрепить траверсу, а вместе с нею и шпиндельную бабку на высоте, соответствующей высоте детали. Траверса имеет направляющие, по которым в радиальном направлении перемещается шпиндельная бабка 10, несущая главный привод, привод подачи и сверлильный шпиндель 24. Радиальное перемещение вместе о поворотом траверсы позволяет расположить ось шпинделя против оси обрабатываемого отверстия.

Рабочими движениями являются вращение и осевое перемещение шпинделя. Для вывода инструмента из резьбового отверстия эти движения могут быть реверсированы- Обрабатываемое изделие крепят на столе 28 или на плите 1.

Главный привод. Источником движения является главный электродвигатель 17. Он включается установкой крестового переключателя 15 в положение В — для правого вращения шпинделя и Г — для левого. Двигатель 17 шпиндельной бабки 26 через зубчатую муфту 18 приводит во вращение вал коробки скоростей, на котором расположены зубчатые колеса 20 и 21. Первое из них приводит во вращение колесо 19 непосредственно, а второе — колесо 22 через паразитное колесо 43, свободно сидящее на валу 46. В результате этого зубчатые колеса 19 и 22, свободно сидящие на своем валу 16, вращаются в противоположном направлении.

Зубчатое колесо 19 может быть связано со своим валом включением фрикционной муфты 48 (правое вращение шпинделя), а колесо 22 — включением муфты 47 (левое вращение шпинделя). Через зубчатые пары 23—25 и 24—57 движение передается валу 44, на. котором установлено трехвенцовое колесо 12—13—14. Это колесо может занимать три рабочих положения: при верх-нем его положении в зацеплении находятся зубчатые колеса. 13—11, при среднем — колеса 12—10, при нижнем — колеса 14—55 В результате этого каждой скорости вала 44 соответствует три разных скорости вала 45.

Для дальнейшей передачи движения используется трехвенцовое колесо 7—8—54, закрепленное на валу 49. Оно также может находиться в трех рабочих положениях: верхнем, когда сцеплены зубчатые колеса 11—7, среднем — колеса 55—8, нижнем— колеса 56—54.

Соосно шпинделю расположено двухвенцовое колесо 52—58. В-верхнем положении зубчатое колесо 52 входит в зубчатую муфту 51, и тогда шпиндель приводится во вращение через зубчатую пару 9—50, в нижнем положении в зацеплении окажутся колеса 42—58.



Рассматриваемая коробка скоростей дает возможность получить 3X3X2=18 различных положений подвижных блоков, а следовательно, и столько же скоростей вращения шпинделя в пределах от 34 до 1500 об/мин. В случае необходимости может быть получена и девятнадцатая скорость вращения (1700 об/мин). Дли этого необходимо включить муфту 47, а двигатель 17 переключить на обратный ход. В рассматриваемом станке применено однорукояточное управление переключением подвижных блоков.

Рукоятка 1 (рис. 30, а) управления переключением скоростей помещена на левой боковой поверхности корпуса шпиндельной бабки. Нижний ее конец имеет форму зубчатого сектора и находится в зацеплении с рейкой, расположенной на конце тяги 2. При повороте рукоятки влево тяга 2 перемещается вправо вместе с дисками 3 и 4. В результате этого диск 3 выходит из зацепления с пальцами рычага 6, а диск 4 с пальцами рычага 10. После этого рукоятку вместе с дисками 3, 4 и 5 поворачивают до тех пор, пока значение нужного числа оборотов, записанное в шкале диска, не расположится против стрелочного указателя. При этом диск 5 воздействует на пальцы рычага 14. Верхний конец рычага имеет вид зубчатого сектора, находящегося в зацеплении с зубчатым колесом 15. Диск 5 поворачивает рычаг, в результате чего зубчатое колесо 16, сидящее на одной оси с зубчатым колесом 15, перемещает тягу 17, а с ней и двухвенцовое колесо 52—58 в рабочее положение.

Если теперь рукоятку 1 повернуть вправо, то диски 3 и 4 переместятся влево. Диск 3, действуя на -пальцы рычага 6, поворачивает зубчатые колеса 7 и 8 и тем самым вызывает перемещение тяти 9, связанной с трехвенцовым колесом 7—8—54. Диск 4, действуя на пальцы рычага 10 при помощи зубчатых колес 11—12 и тяги 13, устанавливает в нужное положение трех-венцовое колесо 12—13—14. Включение шпинделя производят поворотом рукоятки 14, управляющей положением фрикционных муфт 47 и 48. Эта рукоятка имеет три рабочих положения: верхнее— для сообщения шпинделю правого вращения, нижнее — для сообщения шпинделю левого вращения и среднее — для выключения шпинделя. Для быстрого прекращения вращения шпинделя одновременно с выключением его включают тормоз 15.

Привод подачи. Как у вертикально-сверлильных станков, источником движения механизма подачи здесь является шпиндель. Зубчатая пара 59—40 приводит во вращение трехвенцовое колесо 60—62—64, сидящее на валу 65. В верхнем положении трехвенцового колеса в зацеплении находятся зубчатые колеса 60—39, в среднем — колеса 62—63 и в нижнем — колеса 64—66. Дальше в передаче движения валу 41 участвует двухвенцовое колесо 37—38. В верхнем его положении сцеплены зубчатые колеса 63—38, в нижнем — колеса 67—57, Через зубчатую пару 36—68 получает вращение вал 69. Передача движения валу 35 зависит от положения двухвенцового колеса 34—32. При верхнем положении двухвенцового колеса в зацеплении находятся зубчатые колеса 70—34, при нижнем — колеса 33—32. Вал 35 может быть связан с червяком 29 зубчатой муфтой 30. Для этого муфта должна занимать верхнее положение, при котором в нее входит колесо 31. При нижнем положении муфты 30 механическая подача выключена. Через шариковую муфту, предохраняющую механизм станка от перегрузки при чрезмерном. возрастании осевой составляющей силы резания, приводится во вращение шлицевая втулка червяка 29 (на рисунке муфта и втулка не показаны). Переключение зубчатых колес 60—62—64, 37—38 и 34--32 производится рукояткой 13 при помощи такого же механизма одно рукояточного управления, как и переключение скоростей вращения шпинделя. Для установки необходимой подачи рукоятку 13 сначала по-ворачивают на «себя», а затем вращают вокруг горизонтальной оси до тех пор, пока против указателя не окажется требующееся значение подачи. После этого возвращают рукоятку в исходное положение. Перемещение муфты 30 осуществляют поворотом рукоятки 27: влево — для связывания вала 35 с червяком 29 и вправо — для их разъединения.

Червяк 29 находится в постоянном зацеплении с червячным колесом 28, свободно сидящим на полом валике 91. Ступица 73 этого колеса торцовыми зубьями 74 связана с полумуфтой 75, правый конец которой имеет зубчатый венец. Рядом с полумуфтой 75 помещена полумуфта 88, присоединенная к головке 81, В радиальных «пазах головки на осях 85 установлены рычаги 82. Нижние концы этих рычагов несут сухари, которые входят в радиальные прорези полото валика 91 и связывают последний с головкой- Если отжать любой из рычагов 82 (на рис. 29, б влево), то он, упершись сухарем в стенку прорези неподвижного валика 91, передвинет головку 81 влево, полумуфта 88 войдет в зацепление с полумуфтой 75 и червячное колесо окажется связанным с валиком 91. При вращении валика реечное колесо 71 заставляет рейку 72 перемещать гильзу шпинделя, сообщая ей движение подачи. Для отключения валика 91 от червячного колеса 28 рычаг 82 подают «на себя» (на рис. 29, б вправо), возвращая в исходное положение головку 81 и полумуфту 88.

Каждое из указанных двух положений головки 81 и полумуфты 88 фиксируется пружинным стопором 86, попадающим в соответствующий паз 87 на поверхности полого валика 91.

Выключение механической подачи может быть произведено как вручную, так и автоматически. Выключение вручную можно осуществить нажатием на рычаг 82, отодвигая муфту 88, и поворотом рукоятки 27, отключая муфту 30.

Для автоматического выключения механической подачи используется следующее устройство. На полумуфте 88 расположен лимб 78. В этом лимбе установлена втулка 79 с эксцентрично расположенным отверстием, сквозь которое пропущен-жестко связанный с ней валик. На одном конце этого валика расположен упор 76, а на другом — кнопка 80. При нажатии на кнопку 80 упор 76 передвигается влево и занимает рабочее положение.

При подаче шпинделя муфта 88 вращается, а вместе с ней вращается и диск 78, так как эксцентриковая втулка имеет на своей поверхности зубцы, находящиеся в зацеплении с зубчатым венцом полумуфты 88. Втулка выполняет в этом случае роль фиксатора, связывающего с муфтой. После достижения шпинделем заданного конечного положения упор 76 нажимает на ролик 77, связанный с рычагом, который отключает муфту, и механическая подача прекращается. Для настройки механизма выключения автоматической подачи на требующуюся глубину сверления поворотом кнопки 80 выводят эксцентриковую втулку из зацепления с муфтой 88. В результате этого создается возможность поворачивать диск 78 вместе с упором 76 относительно (неподвижной муфты 88. Диск поворачивают до тех пор, пока против указательной стрелки 17 не окажется нужное деление шкалы лимба. После этого обратным поворотом кнопки 80 фиксируют новое положение знака, а следовательно «и упора 76. В тех случаях, когда автоматическое выключение подачи не требуется, кнопку 80 оттягивают «на себя». Это заставит упор 76 занять положение, при котором он может проходить мимо ролика 77, не задавая его. Подачу шпинделя вручную можно производить быстро или медленно. Быстрое перемещение производят вращением рычагов 82 вокруг оси валика 91 (при отключенной полумуфте 88. Медленную подачу шпинделя осуществляют вращением маховичка 27 при включенных муфтах 50 и 88.

Поворот траверсы. Траверсу вместе с гильзой 4 поворачивают вручную. Для того чтобы вращение происходило легко и свободно, гильза 4 установлена на колонне 2 на двух опорах качения. Нижняя опора (представляет собой радиальный роликовый подшипник, а верхняя состоит из радиального и упорного шарикоподшипников. Между последними двумя подшипниками помещены тарельчатые пружины. После освобождения гильзы от зажатия эти пружины поднимают ее вместе с рукавом и в месте стыка гильзы с колонной 2 образуется зазор в 0,1—0,2 мм.

Траверсу в определенном положении закрепляют стягиванием разрезного хомута 3. Для этого, нажимая соответствующую кнопку кнопочной станции 25, включают электродвигатель 1 приводящий в действие насос 2. Жидкость под давлением подается насосом по одну сторону «поршня 4 цилиндра 3. Так как рейка, образованная на этом поршне, находится в зацеплении с зубчатым колесом 5, то перемещение поршня вызовет поворот валика 6 и связанного с ним эксцентрикового валика 7. Надетые на этот валик сцепления тяги 11 стянут при этом хомут 10. Так как хомут охватывает конические поверхности гильзы 8 и колонны 9, то перед зажатием будет преодолено противодействие тарельчатых пружин и гильза окажется прижатой к нижнему торцу колонны. После освобождения гильза (для этого предназначена специальная кнопка станции 25 заставит двигатель 1 вращаться в обратную сторону, и жидкость от насоса заполнит пространство по другую сторону поршня и возвратит его в исходное положение. Наличие в гидравлической системе предохранительного клапана (на схеме не показан) ограничивает силу зажатая.

Вертикальное перемещение траверсы осуществляется механически рукояткой. крестового переключателя 15, Поворотом рукоятки включают реверсивный двигатель 1, (вращающий винт 53 через зубчатые пары 2—5 и 3—6. Поступательное перемещение траверса получает от гайки 61. Для правого вращения электродвигателя и поднятия траверсы рукоятку 15 поворачивают вверх, для левого вращения электродвигателя и опускания траверсы — вниз. Для предохранения механизма от поломки при перегрузке связь между зубчатыми колесами 2 и 5 осуществляется через предохранительную шариковую муфту 4.

Поднятие или опускание траверсы происходит следующим образом. Винт 1 пропущен сквозь грузовую гайку 3, которая имеет возможность свободно вращаться в своих опорах относительно траверсы 15. Тот же винт проходит и сквозь гайку 6, удерживаемую от вращения тем, что присоединенная к ней планка 4 входит в продольный паз в траверсе 15. В результате этого, хотя при включении электродвигателя 7 сразу же начинается вращение винта 9, траверса 2 остается на месте, так как гайка 3 вращается вместе с винтом, а гайка 6 перемещается по винту, не оказывая на траверсу никакого воздействия. Это необходимо для того, чтобы предварительно освободить траверсу от закрепления на гильзе. По мере перемещения гайки 6 по винту 1 рычаг 14 поворачивает валик с зубчатым колесом 13. Как только он перестанет нажимать на ролик 9, прекращается воздействие тяг 8 и 10 на болты 7, стягивающие траверсу на гильзе. Теперь траверса свободна и может совершать по гильзе вертикальное перемещение.

К тому времени, когда происходит освобождение траверсы на гильзе, гайка 6 занимает такое положение, при котором выступ связанной с ней планки 4 оказывается против зуба 5, присоединенного к гайке 3. Как толь-ко этот зуб вращающейся гайки 3 встретит на своем пути выступ планки 4, вращение гайки 3 прекратится и начнется поступательное ее перемещение по винту, а следовательно, и вертикальное перемещение траверсы. Зубчатый конец рычага 14 находится в зацеплении с зубчатым колесом 13, на одной оси с которым установлен барабанный переключатель (на рисунке не показан). Поворот рычага 14 ставит этот переключатель в положение, при котором электрическая цепь управления электродвигателем 7 подготавливается к реверсированию. Для прекращения вертикального перемещения траверсы достаточно возвратить переключатель 15 в нейтральное положение. При этом барабанный переключатель включает электродвигатель 7 на кратковременный обратный ход. Как только электродвигатель реверсируется, гайка 6 вместе с линейкой 4 начнет перемещение в обратном направлении. Зуб 5 сходит с выступа линейки 4 и вращение гайки 3, а следовательно и перемещение траверсы, прекращается. Дальнейшее перемещение гайки 6 вызывает возврат кулачка 11, установленного на диске 12, в исходное положение и зажатие траверсы на гильзе. Одновременно с этим поворачивается и барабанный переключатель. После возвращения переключателя в исходное положение электродвигатель 7 отключается. Механизм вертикального перемещения траверсы снабжен предохранительным устройством, автоматически выключающим движение в крайних по высоте положениях траверсы.

Перемещение шпиндельной бабки по траверсе. Шпиндельная бабка 10 имеет возможность перемещаться по направляющим траверсы, приближая шпиндель 24 к оси колонны 2 или удаляя от нее. В необходимом для работы положении шпиндельная бабка закрепляется на направляющих траверсы гидравлическим зажимом. Перемещение шпиндельной бабки по траверсе совершается вручную поворотом маховичка 83, при помощи гайки 84 жестко связанной с валиком 92, пропущенным сквозь пустотелый валик 91. На левом конце валика установлено зубчатое колесо 90, находящееся в зацеплении с реечным колесом 89, которое сцепляется с рейкой, прикрепленной к траверсе.

Закрепление шпиндельной головки в рабочем положении осуществляют одновременно ic закреплением траверсы на гильзе нажатием на соответствующую кнопку. кнопочной станции 25. Нажатие на кнопку приводит к включению электродвигателя 12 шестеренчатого насоса 13. Напором поток жидкости направляется в соответствующую полость гидравлического поршневого двигателя 14, поршень 15, передвигаясь поступательно, при помощи нарезанной на нем (рейки поворачивает зубчатое колесо 16 вместе с валиком 17. При повороте валика сидящая на нем эксцентриковая втулка, упираясь через выступ рычага 18 в верхнюю направляющую траверсы, поднимает шпиндельную (бабку и прижимает ее к нижней направляющей траверсы. Как только зажатие осуществлено и давление жидкости в системе достигнет установленного максимального значения, открывается предохранительный клапан Кнопка отжатия заставляет электродвигатель 12 вращать насос 13 в обратном направлении и механизм возвращается в исходное положение. На наружном неподвижном диске нанесены: рекомендуемые значения подачи и скоростей резания при обработке стали, чугуна, бронзы и алюминия. Значения подач при сверлении даны в зависимости от диаметра инструмента, а значения скоростей резания—в зависимости от вида обработки (сверление, развертывание, нарезание резьбы); значения возможных чисел оборотов шпинделя и соответствующие им положения рукоятки управления; шкала диаметров режущего инструмента На внутреннем подвижном диске изображена указательная стрелка и шкала скоростей резания. Выбрав целесообразную для данных условий работы скорость резания, поворачивают (внутренний подвижный диск, устанавливая его в положении, при котором стрелка совпадает со значением диаметра применяемого инструмента. Тогда против значения рекомендуемой скорости резания окажется (соответствующее ей число оборотов шпинделя. Включение станка в сеть осуществляется выключателем 30. Для включения насоса служит выключатель 29.



Столы радиально-сверлильных станков. Для установки и закрепления обрабатываемых деталей применяют столы различной конструкции. Наиболее простым из них является неповоротный стол. Он имеет пазы для болтов, которыми крепится обрабатываемая деталь, как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхностях.

Поворотные столы могут быть с одной или двумя осями поворота. Стол 3 с одной осью имеет не-подвижный корпус 1, поворачиваемый рукояткой 4 вокруг горизонтальной оси, и шкалу 2 для отсчета угла поворота. Стол 5 с двумя осями отличается тем, что имеет круглую форму и поворачивается вокруг вертикальной оси рукояткой 6.